Какие специалисты участвуют в развитии ребенка с нарушениями речи и какова их роль?
Речевые дефекты отмечаются у всех категорий аномальных детей, но также встречаются и у здоровых с первично сохранным интеллектом. Первые пребывают в специальных учебных заведениях. В зависимости от типа расстройства речевые дефекты являются вторичным следствием более тяжелого поражения ЦНС.
Вторая группа детей часто учится в обычных общеобразовательных заведениях, но нуждается в особом внимании и специальной организации учебного процесса. Не останавливаясь на видах речевых дефектов и их происхождении, рассмотрим взаимодействие специалистов, которые должны работать с ребенком. В работе с детскими речевыми дефектами необходимо отлаженное взаимодействие медико-психолого-педагогической триады.
Какие специалисты участвуют в развитии ребенка и какова их роль?
1. Врач. Это необходимый этап. Именно медик должен выявить причину речевого дефекта, в зависимости от которой и строится план дальнейшей работы. Часто причина может быть неклинического характера, но чтобы убедиться в этом, нужно пройти соответствующее обследование.
2. Психолог. Он должен:
• Оценить общий уровень развития ребенка, сформированность высших психических функций, интеллектуальную сохранность, которые во многом зависят от речи.
• Провести глубинное психологическое интервью, выявить семейные проблемы, уровень социализированности ребенка.
• Разработать совместно с логопедом психокоррекционную программу. Занятия должны соответствовать уровню ребенка, приносить ему удовольствие. Психолог формирует и поддерживает правильную мотивацию к работе.
• Проводить работу со вторичными проблемами: сложности во взаимодействии со сверстниками, самооценка, Я-образ ребенка.
• Всецело сопровождать коррекционную работу, проводить психолого-педагогические беседы с родителями и учителями.
3. Логопед. Он разрабатывает необходимый набор упражнений, соответствующий дефекту и оптимальный для ребенка. Важна налаженная связь между логопедом, психологом и родителями. Они являются основой для успешной социализации ребенка с речевыми дефектами.
4. Педагог. Его задачи:
• Лояльное отношение, понимание проблемы.
• Задания и форма их подачи должна соответствовать возможностям ребенка (более медленная речь педагога, явная и четкая мимика, правильные акценты). Также важно создание зоны ближайшего развития.
• Создание оптимальной внутригрупповой атмосферы: учитель должен способствовать включению такого ребенка в коллектив: не выставлять его как ущербного, а развивать компенсаторные возможности ребенка.
5. Очень важно всестороннее развитие ребенка, в котором должны участвовать также:
• Музикотерапевт развивает слух ребенка, помогает с адаптацией.
• Тренер, занимающийся развитием моторики. Речь, особенно у детей младшего возраста, неразрывно связана с мелкой моторикой. Правильно подобранные физические занятия необходимы в комплексном речевом развитии.
6. Не стоит забывать о роли родителей, которые должны поддерживать ребенка, создавать благоприятную атмосферу и исполнять указания других специалистов.
Таким образом, очень важно всестороннее развитие ребенка, комплексный подход и налаженное взаимодействие психолога, логопеда и педагогов, которые участвуют в коррекции речевых дефектов.