Нарушение слуха у детей
Врожденная и приобретенная в первые месяцы жизни сенсоневральная тугоухость является серьезным препятствием для формирования речи, а также негативно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Для диагностики слуха у детей и новорожденных часто применяются поведенческие методы обследования. При оценке слуха детей поведенчески-наблюдательная аудиометрия (ПНА) (Behavioral Observation Audiometry, BOA) важна по двум причинам:
Перекрестная проверка объективных показателей (например, ребенок, постоянно вздрагивает от умеренно-высокой интенсивности раздражителя, тогда как регистрируется ОАЭ или ABR "без ответа", или же ребенок с двусторонней нормальной ОАЭ или ABR не проявляет никакой реакции на звук) .
Демонстрация родителям, что их ребенок не реагирует на звуки, которые они считают громкими, даже некомфортными, в тестовой кабине. Однако следует отметить, что ПНА имеет неприемлемо высокий уровень ложноположительных и ложноотрицательных ответов, поэтому ее использование в качестве первичного диагностического метода ограничено.
К методам ПНА принадлежат визуально-усиленная аудиометрия (ВУА) (visual reinforcement audiometry, VRA) и условно-игровая аудиометрия (УИА) (conditioned-play audiometry, CPA) .
Поведенчески-наблюдательный аудиометрия.
Когда с возрастом ребенок способен оказывать поведенческие слуховые результаты, слуховую информацию можно подать на графике с еще большей специфичностью. Во время аудиометрического тестирования аудиолог находит уровень низкой интенсивности (порог), на котором ребенок может обнаружить звук на разных частотах. На основе этой информации формируют графическое изображение состояния слуха (аудиограмму).
Для младенцев 6-36-ти месяцев жизни ВУА (visual reinforcement audiometry, VRA) , рекомендуют в качестве приложения к вышеописанным тестам. При оценке ВУА младенец / ребенок сидит на коленях опекуна в звуконепроницаемой кабине. Ребенка учат возвращаться в направлении игрушки (когда засвечивается и / или движется), когда он слышит звук. Индивидуально для каждого уха порог воздушной и костной проводимости можно оценить на всех типичных клинических частотах (250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц). При использовании этого теста можно получить полную аудиограмму.
После достижения 2-летнего возраста ребенком его можно научить УИА (conditioned-play audiometry, CPA) . При этом аудиолог учит ребенка бросать мячик в корзину (или поощрять к какой-то другой приятной деятельности), когда он слышит звук. УИА преимущественно обеспечивает получение общей аудиограммы при воздушной и костной проводимости без разделения на правое или левое ухо.
Мониторинг слуха.
Несмотря на универсальный скрининг слуха новорожденных, предназначенный для того, чтобы установить врожденную тугоухость, важно помнить, что некоторые младенцы могут иметь легкую потерю слуха, которая не может быть обнаружена первично и станет тяжелее со временем (прогрессирующая тугоухость). У других детей наступает стойкая тугоухость при определенных обстоятельствах после рождения (поздняя или отсроченная тугоухость). Если ребенок имеет одностороннюю, слабую или хроническую кондуктивную тугоухость или имеет "угрозу" возникновения прогрессирующей или отсроченной тугоухости, то рекомендуют наблюдение за слухом ребенка (мониторинг слуха).
Обследование: от рождения до 6-ти месяцев.
Для детей от рождения до возраста примерно 6 месяцев комплекс тестов включает сбор анамнеза ребенка и семьи, оценку факторов риска врожденной тугоухости, а также впечатление родителей о реакции младенца на звук.
Аудиологическая оценка включает отоскопию, личный и семейный анамнез, проверку слуховых стволовых ответов (ABR), используя воздушно-ведущий щелчок и тонально-импульсные раздражители, а также костно-ведущие раздражители по показаниям. Если обнаружена тугоухость, то необходимо частотно-специфическая проверка ABR, чтобы определить степень и вариант тугоухости для каждого уха (важно для отбора усилительных устройств) и др.
Однако одного только наблюдения родителями и медиками "слухового поведения" младенца недостаточно для определения того, имеется ли тугоухость в этой возрастной группе; также такое наблюдение нельзя применить для адекватного подбора усилительных устройств.
Обследование: от 6-ти месяцев до 36-ти месяцев.
Для дальнейшего обследования младенцев и детей младшего возраста в возрасте от 6 до 36 месяцев комплекс подтверждающих аудиологических тестов включает отоскопию, личный и семейный анамнез, сообщение родителей о "слуховом и зрительном поведении", а также о постепенном достижении в общении. Также используют поведенческую аудиометрию (или визуально-усиленную аудиометрию, или условно-игровую аудиометрию), в зависимости от уровня развития ребенка, включая чисто-тональную аудиометрию через частотный диапазон для каждого уха, а также тестирование речи, ее разборчивость или определение показателей распознавания речи, отоакустическую эмиссию (ОАЭ), импедансометрию (тимпанометрию и пороговые величины акустического рефлекса), электрофизиологические тесты, если ответы на поведенческую аудиометрию недостоверны.
Своевременная диагностика нарушений слуха, начиная с первых месяцев жизни, и адекватная ранняя реабилитация детей с недостатками органа слуха, начатые в 3-6-месячном возрасте, могут скорректировать и устранить негативные явления, связанные с нарушением слуха.